Наш проект называется «Сад Воспоминаний» и мы — уральские художники и кураторы вместе с детьми Второй Мировой войны, родившиеся до, во время и после войны, работали с воспоминаниями о личном опыте того времени. Итогом работы стала выставка, серия видеоинтервью, цикл творческих мастер-классов и книга воспоминаний.
В течение шести месяцев на творческих встречах участники проекта создавали будущие объекты выставки, переосмысляя свои семейные архивы и делились историями связанными с войной. Мы записывали эти беседы на видео и они составили основу этой книги (зина, малотиражного журнала и альбомчика — как мы его только не называли), созданной художницей Лёлей Собениной.
И основой совместных арт-объектов, созданных участниками и художником Владимиром Селезнёвым, например, детский фотопортрет Любови Моисеевны Железняк, сделанный отцом-ветераном, воспроизводится ее отпечатками пальцев. По воспоминаниям Амины Асхатовны Насыбуллиной художником восстановлена обертка плитки шоколада, которую она и ее брат берегли даже в самые голодные времена, веря, что это поможет отцу вернуться живым с фронта. Любовь Николаевна Лебедева вышила на холсте цитату из фронтового письма отца, повторяя его почерк.
Объекты «Капсула живой памяти», в которой участники, совместно с художником и биологом Данилом Маевским, поместили знаковые предметы, связанные с ушедшими близкими и памятью войны, в колбу с грунтом и живыми растениями, и сопроводили текстом-посвящением. Эти микро-мемориалы способны автономно существовать долгое время, постепенно зарастая и, возможно, разрушая помещенные в них объекты памяти. Нам показалось важным напомнить, в том числе и себе, что без должного внимания и ухода любой сад, и сад воспоминаний, разрушается. Как тропы нашей памяти меняются и прорастают травой, так и растения в капсуле постепенно изменяют облик помещенных в нее воспоминаний, часто делая их далекими и неузнаваемыми.
Самый крупный пространственный объект выставки — символическое древо воспоминаний. Его ствол составлен из газет времен Великой Отечественной войны с упоминанием родных имен, сохранившихся в архивах участников проекта. Через государственный нарратив, через газетные заголовки и официальные речи прорастает человеческая память, личные истории, частные воспоминания. Крона составлена из рядов полупрозрачных, зыбких как человеческая память, полотен — носителей личных воспоминаний. На рядах тканевых отрезов художница Лёля Собенина собрала сканированные отголоски войны: фотографии пап, мам, братьев, сестер до Великой Отечественной и — реже — после нее; изображения орденов, фронтовых писем, открыток; коллажи, созданные с применением фольги, марли, листьев, веток.
Такая же крупная по объему, но камерная по форме — эта книга, наполненная историями и воспоминаниями участников, цитатами из фронтовых писем и советских газет прошедших сито поэзии вычеркивания, а в иллюстрации выключены фотографии из личных фото-архивов наших героев.
Команда: Дарья Маликова, Лёля Собенина, Алиса Сычёва, Роман Власов, Сергей Потеряев, Владимир Селезнёв
Участники: Евгения Евгеньевна Агеева, Галина Владимировна Вейс, Виктор Дмитриевич Горностаев, Ирина Юрьевна и Юрий Дмитриевич Горюновы, Фаина Михайловна Домогалова, Любовь Моисеевна Железняк, Любовь Николаевна Лебедева, Татьяна Федоровна Маловичко, Амина Асхатовна Насыбуллина, а также другие участники, которые внесли вклад в проект и пожелали остаться инкогнито.
И о невозможности памяти и разговора: gardenofmemories.tilda.ws/
Экземпляры книги хранятся в публичных библиотеках культурных институций г. Екатеринбурга, г. Москва.
Екатеринбург, 2022